Расчёты при помощи банковской карты становятся всё более популярными в нашей стране. Производятся они и в интернет-пространстве, и при оффлайновых покупках. Поэтому среди российских потребителей достаточно актуален вопрос относительно порядка возврата денег на карту после возврата товара продавцу. Постараемся подробнее осветить его, а также ряд сопутствующих вопросов, касающихся онлайн-платежей.
- О возврате денег на банковскую карту после возврата товара
- Законодательная база
- Условия возврата денег
- Процедура возврата средств
- Заявление о возврате
- Необходимые документы
- Способы подачи заявки
- Срок возврата средств на карту
- Процесс перечисления
- Возможен ли возврат наличными
- Возврат средств на карту при покупке через интернет
- Что делать, если средства не поступают на счёт
- Составление жалобы
- Обращение в Роспотребнадзор
- Подача иска в суд
- Возврат средств на примере Алиэкспресс
О возврате денег на банковскую карту после возврата товара
Согласно ФЗ «О защите прав потребителей» изделие можно возвратить обратно не только при обнаружении брака. Сделать это можно и в ситуации, если вещь при ближайшем осмотре не понравилась, или оказалась не по размеру. Главное при этом – соблюсти определённые условия. После оформления возврата, продавец обязан вернуть клиенту деньги, уплаченные за товар.
Законодательная база
Возврат денежных средств на карту регламентируется положениями ФЗ №2300-1. Статьи данного законодательного акта подробно прописывают всю процедуру возврата приобретённого товара в магазин.
В них содержатся:
- Права и обязанности покупателей и продавцов;
- Указания на причины, по которым допускается возврат покупки;
- Правила произведения процедуры возврата купленной вещи;
- Устанавливаются сроки для рассмотрения заявления от покупателя и возврата денег, заплаченных за покупку.
Условия возврата денег
В нижеприведенной таблице указаны основные аспекты приёма возвращаемой покупки.
Причина возврата | Условия для возврата | Действия продавца |
Изделие хорошего качества, но не устраивает покупателя по каким-либо параметрам. | Возврат производится не позднее 2-х недель после совершения покупки (для онлайн-магазинов срок сокращается до 7 дней). Должны быть сохранены бирки, ярлыки и упаковка. Вещь не имеет следов эксплуатации, влияющих на её товарный вид. | Производит обмен товара, или принимает его обратно. |
Изделие имеет фабричный дефект. | Возврат возможен на протяжении действия гарантийного срока. | Производится гарантийный ремонт, обмен или возврат изделия. В спорном случае производится экспертиза для установления причины возникновения дефекта. |
Процедура возврата средств
В некоторых ситуациях, когда продавец готов пойти навстречу своему клиенту, достаточно бывает устного обращения. После этого он добровольно принимает покупку назад, и производит возврат денег на карту.
Заявление о возврате
Заявление пишется на имя продавца, либо на официальном бланке магазина, либо на стандартном листе А-4.
Также допускается вариант подачи документа через сайт торговой компании в виде электронного письма.
В заявлении должна содержаться такая информация:
- ФИО и контактный телефон клиента-заявителя.
- Данные получателя – название магазина и его адрес.
- Причина, вызвавшая необходимость возврата (обмена).
- Претензионные требования: принять обратно, отремонтировать, поменять купленную вещь.
- Бумага заверяется личной росписью составителя, указывается дата написания.
Необходимые документы
При подаче заявления в магазин, клиент должен иметь с собой паспорт для подтверждения личности.
До недавних пор вторым обязательным документом являлся чек. Но, после внесения корректировок в федеральное законодательство, это требование отменено.
Теперь покупатель, в качестве подтверждения факта совершения покупки, вправе представить любую иную доказательную базу. К примеру, свидетельские показания или видеозаписи. На видеосъёмке должны хорошо просматриваться приобретаемый товар, лицо покупателя и отображаться дата совершения покупки.
Способы подачи заявки
Подавать заявление следует таким способом, чтобы на руках у вас оставались подтверждения этого.
Существуют следующие варианты подачи:
- Личное посещение магазина. Оба письменных экземпляра претензии заверяются росписями продавца и покупателя;
- Пересылка заказным письмом с извещением о доставке;
- Отправка с курьерской службой с квитанцией о произведённой доставке;
- При помощи интернета на e-mail, или официальный сайт торговца, с сохранением электронного письма.
Срок возврата средств на карту
Законодательство устанавливает срок возврата денег на карту после рассмотрения заявки. Он не должен превышать 10 дней с момента получения заявления от клиента и принятия товара назад.
Процесс перечисления
Вся процедура возврата средств на карту производится в несколько этапов:
- Бухгалтерия или непосредственно владелец магазина принимает и обрабатывает запрос на возврат денег.
- В банк направляется заявка на перевод денег по реквизитам клиента.
- Банковская организация осуществляет перевод средств со счёта торговой точки на счёт покупателя.
- Последний этап транзакции – приём перечисляемых средств банком-эмитентом, и зачисление их на карту своего клиента.
Весь процесс возврата денег на карту во многом зависит от того, насколько быстро происходит транзакция между разными банками.
Если и продавец, и покупатель являются клиентами одного и того же банка, то перечисление вполне может произойти за день. В противном случае, перевод с банка в банк может занять несколько суток.
Возможен ли возврат наличными
С одной стороны, ускорить перечисленную выше процедуру можно простым способом: вернуть клиенту деньги за возвращаемую вещь наличностью.
Но такой вариант не допускается налоговым законодательством.
Подобные препоны не являются какими-то бессмысленными бюрократическими изысками, а преследуют конкретную цель: не допустить незаконного обналичивания денег торговыми компаниями.
Возврат средств на карту при покупке через интернет
Онлайн-продажи в последнее время составляют серьёзную конкуренцию традиционной торговле. Соответственно, растёт и число возвратов в интернет-магазины не понравившихся или бракованных вещей. Здесь для возврата денег на карту следует создавать соответствующий запрос на сайте продавца, после чего высылать ему товар обратно, по почте или курьером.
В большинстве случаев пересылка оплачивается из средств покупателя. Однако, некоторые солидные онлайн-площадки, при приёме бракованного изделия, берут почтовые расходы на себя.
Что делать, если средства не поступают на счёт
Когда перечисление уплаченных за возвращённый товар средств чересчур затягивается, то покупателю следует:
- Первым делом осведомиться у продавца, произведено ли перечисление;
- Если деньги торговая фирма перевела, но они не приходят, нужно убедиться, на те ли реквизиты они отправлены;
- Затем нужно запросить информацию в банке относительно перечисленных средств. Вполне возможна задержка транзакции по неким техническим причинам.
Составление жалобы
Когда, по мнению покупателя, продавец абсолютно неправомерно отказывает ему в возврате, он вправе обратиться с жалобой в надзорные органы. Такими полномочиями в РФ наделён Роспотребнадзор.
Обращение в Роспотребнадзор
Жалоба-претензия для направления в Роспотребнадзор может составляться в вольной форме, как в печатном, так и в рукописном варианте.
Подать её возможно, лично явившись в территориальное отделение организации, или направив по интернету – на официальный сайт контролирующего органа, или при посредстве портала «Госуслуги».
Сотрудники Роспотребнадзора должны рассмотреть полученную претензию в десятидневный срок, и принять меры по изложенному в нём факту.
Подача иска в суд
Также потребитель вправе отстаивать своё мнение в судебном порядке, обратившись с исковым требованием. К иску, для убедительности изложенных в нём фактов, рекомендуется приложить сопровождающие документы: копии чеков, заявления на имя продавца, указать имена свидетелей.
Возврат средств на примере Алиэкспресс
Алиэкспресс является одной из популярнейших площадок онлайн-торговли, услугами которой пользуются миллионы россиян.
На примере этого торгового портала наглядно рассмотрим возврат денег на карту:
- Первым делом следует обратиться непосредственно к онлайн-продавцу.
- Если продавец не желает идти навстречу клиенту и произвести возврат, нужно открывать спор.
- В ходе спора привлекаются представители администрации сайта. В качестве доказательства своей правоты, покупателю следует сфотографировать бракованное изделие.
- После рассмотрения заявления, администрацией Алиэкспресс могут приниматься следующие решения:
- Полный или частичный возврат средств за некачественную покупку.
- Отказ в требовании о возврате.
- Осуществление обратного перечисления только при условии возврата бракованной вещи обратно онлайн-торговцу.
К слову, последний вариант зачастую абсолютно невыгоден покупателю, из-за высоких цен на международные почтовые пересылки. Обратная отсылка вещи производится в соответствии с представленными на Алиэкспресс инструкциями. Как только продавец получает свой товар, денежные средства сайт переводит обратно на карту покупателя.