Закон о защите прав потребителей (сокращённо – ЗоЗПП) является основополагающим нормативным документом, регулирующим взаимоотношения между продавцами и поставщиками услуг с одной стороны, и клиентами – с другой. Рассмотрим основные положения данного законодательного акта, и последние дополнения и изменения, внесённые в него.
- Федеральный закон о защите прав потребителей
- Какие права защищает ФЗ №2300-1
- Права потребителей
- Право на информацию о производителе товара
- Право на безопасность товара
- Права и обязанности продавца
- Обязанности производителя предоставлять ремонт и техобслуживание товара
- Режим работы продавца
- Последние изменения в законе о защите прав потребителей
Федеральный закон о защите прав потребителей
ФЗ №2300-1 был принят с целью обеспечения законодательной поддержки потребителей, при продаже им товаров несоответствующего качества. К «потребителям» относятся все лица, приобретающие товар или услугу у поставщика.
Структурно он состоит из следующих глав:
- Преамбула – краткое вступление, в которой содержатся расшифровки основных юридических терминов, упоминающихся в статьях ФЗ;
- Глава I, включающая общие положения;
- Глава II, прописывает защиту прав приобретателей при покупке ими потребительских товаров;
- Глава III, регламентирующая защиту потребительских прав при оказании неких платных услуг;
- Глава IV, содержащая положения о механизмах защиты потребительских прав.
Какие права защищает ФЗ №2300-1
ФЗ о защите прав потребителей посвящён юридическим взаимоотношениям между поставщиками услуг/продавцами и клиентами. Основной упор в ЗоЗПП делается на обеспечение права последних на приобретение качественного товара или услуги.
Он обеспечивает защиту следующих основных прав потребителей – покупателей и получателей услуг:
- На предоставление качественной и безопасной услуги или товара.
- Получение исчерпывающей и достоверной информации относительно характеристик и параметров предлагаемого товара (услуги).
- Выплата компенсационных выплат в случае нанесения покупателю физического или морального вреда вследствие некачественной услуги или покупки товара низкого качества.
- Право на возврат покупки, либо обмена её на другой товар, при соблюдении ряда требований и условий, прописанных в статьях данного закона.
- Соблюдение определённых сроков, отведённых на оказание услуги, поставку товара, возврат денег.
Благодаря широкому спектру вопросов, охватываемых ФЗ №2300-1, он в той или иной мере касается большинства населения, и всех без исключения продавцов и поставщиков услуг.
Права потребителей
Ниже подробнее коснёмся некоторых наиболее актуальных статей закона о защите потребителей.
Право на информацию о производителе товара
Сразу три статьи ЗоЗПП посвящены правилам предоставления информации о приобретаемом товаре:
Статьи 8 и 9 предусматривают право покупателя на доступ к информации о продавце и изготовителе, времени его работы, об адресе его нахождения, перечне предоставляемых услуг. Также у продавца должны иметься адреса местонахождения гарантийных мастерских и пунктов возврата товаров.
Статья 10 вменяет в обязанности покупателя предоставление вниманию покупателя своевременной, актуальной и полной информации о продаваемом товаре, или об предоставляемой услуге.
Сюда относятся:
- Стоимость;
- Сроки эксплуатации или хранения;
- Состав ингредиентов или материал изготовления;
- Условия, необходимые для соблюдения при хранении;
- Правила использования и меры предосторожности;
- Прочая важная информация, имеющая значение в процессе эксплуатации (потребления) приобретённого товара.
Право на безопасность товара
В статье №7 ФЗ «О защите прав потребителей» прописано право клиента на предоставление безопасной услуги (товара). Обязанность по обеспечению этой безопасности ложится на плечи производителя и продавца.
При причинении вреда клиенту, из-за несоответствия товара требованиям безопасности, виновник обязан компенсировать весь ущерб из собственных средств. Товар, при эксплуатации создающий угрозу здоровью и жизни людей, а также окружающей среде должен быть снят с производства и изъят из продаж.
Права и обязанности продавца
Статья №5 данного законодательного акта посвящена продавцам и производителям: их обязанностям и правам.
Так, в сферу их обязанностей входит:
- Определить срок эксплуатации, годности или хранения произведённой продукции.
- Своевременно изымать из продажи товары с истёкшим сроком годности.
Среди прав изготовителей и продавцов, статья №5 указывает:
- Право изготовителя устанавливать гарантийный срок определённой величины, исходя из конкретных характеристик товара;
- Право продавца самостоятельно устанавливать гарантийный срок, если он не определён производителем;
- Продавец вправе продлевать установленный гарантийный срок, с принятием на себя всех обязательств по ремонту или замене проданной вещи в случае её неисправности.
Обязанности производителя предоставлять ремонт и техобслуживание товара
Согласно положениям статьи №6 ФЗ №2300-1, изготовитель обязан обеспечить покупателю доступность ремонта и техобслуживания в рамках течения гарантийного срока.
Кроме того, техническое обслуживание и производство комплектующих и запчастей должно вестись в течение ещё 10 лет после снятия данной модели с производства.
Режим работы продавца
Режим работы поставщиков услуг, принадлежащих государству и муниципалитетам, устанавливается решением уполномоченных властных органов. Частные предприниматели и коммерческие организации вправе устанавливать режимы работы принадлежащих им заведений по собственному усмотрению.
Последние изменения в законе о защите прав потребителей
В ФЗ №2300-1 регулярно вносятся изменения и дополнения.
Среди последних нововведений, принятых в прошедшем, 2019, году:
- Исключение кассового чека из списка документов, обязательных для осуществления процедуры возврата или замены купленной вещи.
- Предусмотрена ответственность интернет-агрегаторов за предоставление ложной информации о своей продукции.
- Дополнен список сведений, необходимых к обязательному предоставлению покупателю продавцом или изготовителем.
- Предоставление клиентам права на обращение в надзорные органы при нарушении онлайн-продавцами положений ФЗ №2300-1.
Все вышеперечисленные меры должны улучшить качество обслуживания покупателей. А также упростить возможность воздействия на продавцов, нарушающих закон о защите потребителей, в том числе, и в интернет-пространстве.