Косметические товары, как и средства гигиены, относятся к изделиям индивидуального пользования. Это накладывает определённые ограничения на их возврат и обмен после покупки. В связи с этим у покупателей возникает множество вопросов: можно ли вернуть косметику в магазин, и при каких условиях? Какова процедура возврата?
Подлежит ли возврату косметическая продукция
Правила возврата потребительских товаров, регламентированные ФЗ №2300-1, устанавливают определённый перечень так называемых «невозвратных» изделий. Их полный перечень дан в правительственном постановлении №55. Возвратить такие покупки обратно в магазин допускается только при наличии у них некоего производственного брака. В этот список, наряду с другими категориями товаров, входят и косметические изделия.
Закон
Закон о защите потребительских прав предусматривает два основных мотива для оформления возврата:
- Низкое качество изделия – статья №18.
- Возврат покупки по субъективным мотивам. Не подошедший размер, не понравившаяся расцветка и так далее – статья №25.
Однако на косметическую продукцию, входящую в перечень невозвратных товаров, положения статьи №25 не распространяются.
Возврат декоративной косметики возможен ещё по одной причине: ложная или неполная информация о приобретаемом товаре. Как правило, это относится к контрафактной продукции, когда производитель скрывает настоящий состав.
В случаях, когда законодательство допускает возврат косметических средств, клиент вправе потребовать от продавца:
- Забрать проданную вещь назад, возместив потраченные на её приобретение средства.
- Произвести перерасчёт стоимости с учётом обнаруженного дефекта.
- Поменять изделие на аналогичное, но качественное. Либо произвести обмен косметики на другую позицию с учётом разницы в стоимости.
Основания для возврата
Возврат косметики в магазин по закону допускается на следующих основаниях:
- Низкое качество проданного товара. Это проявляется в нехарактерной консистенции, цвета или запаха. Также косметическое средство может содержать в своём составе некие токсические вещества или сильные аллергены.
- Продавец или изготовитель не предоставил полную информацию о своей продукции. Отсутствие сведений о порядке использования косметики, её составе и свойствах, рассматриваются законом как причина для возврата косметики в магазин.
- Покупателю был продан товар с истёкшим сроком годности. Это автоматически подразумевает, что данное средство утратило свои первоначальные свойства, и не может использоваться по назначению.
Условия для возврата косметики
Вышеприведенные основания для возврата не являются единственными требованиями, предъявляемыми законом.
Для этого должны быть соблюдены следующие дополнительные условия:
- Косметическое средство возвращается в сроки, отведённые для этого законодательством. Поскольку единственным мотивом для возврата является нарушения правил торговли со стороны продавца/изготовителя, то клиент вправе сдать обратно такую продукцию в течение действия гарантийного срока годности.
- У потребителя имеются веские доказательства совершения покупки в магазине, куда он обратился с требованием возврата. Как, правило, это чек или квитанция об оплате. Но законодательство допускает предоставления и иных подтверждений – выписки со счёта карты, показаний свидетелей, видеоматериалов.
- Если косметика возвращается по причине низкого качества или подозрения на контрафакт, продавец вправе затребовать проведения экспертизы.
За работу независимого эксперта придется заплатить. Возврат денег за товар в данной ситуации и компенсация затрат на экспертизу производится только после подтверждения низкого качества парфюмерного изделия.
Возврат некачественной косметики: инструкция
Процедура возврата косметики в магазин может идти двумя путями:
- Мирное урегулирование, когда продавец после устного обращения клиента принимает продукцию назад либо обменивает её на другой товар.
- Официальная процедура возврата.
В последнем случае для возврата купленного товара клиенту придётся совершить ряд действий, предусмотренных законодательством:
- Составление заявления-претензии и подача её представителю торговой организации.
- Ожидание ответа от продавца в течение 10 дней.
- Если реакции на претензию не последовало, либо торговая организация отказалась удовлетворить требования потребителя, он обращается в надзорные органы за защитой своих прав.
Необходимые документы
При обращении к продавцу с требованием возврата или обмена от покупателя потребуется предъявить ему ряд документов:
- Заявление-претензия.
- Паспорт заявителя.
- Документальное подтверждение совершения покупки: чек, счёт-выписка, квитанция.
- При отсутствии подтверждающих документов законодательство допускает предъявление клиентом иных доказательств совершения покупки в данном магазине.
Оформление претензии
Претензия может составляться в свободной форме, как в рукописном, так и в печатном варианте.
Некоторые торговые сети предлагают клиентам для написания заявления уже готовые бланки. В них имеются все необходимые для заполнения пункты, так что заявителю остаётся только проставить в нужные графы требуемую информацию.
Документ, несмотря на вольную форму составления, должен иметь определённую структуру.
В претензии отображается следующая информация:
- Данные потребителя, производящего возврат и номер его контактного телефона.
- Название магазина, где была куплена низкокачественная косметика.
- Дата совершения покупки и подробное описание товара, характер обнаруженных дефектов или нарушений техрегламента.
- Требования к продавцу – произвести обмен на другой товар, вернуть деньги, сделать перерасчёт.
- Документ заверяется личной росписью покупателя и представителя торговой точки.
Подать заявление можно как при личном посещении магазина, так и отправить заказным письмом или по электронной почте. Главное – оставить у себя подтверждение отправления, которое может пригодиться при необходимости обращения в Роспотребнадзор или в суд.
Срок возврата косметики
При наличии со стороны продавца нарушений действующих норм торговли, косметика подлежит возврату и обмену на протяжении всего времени действия гарантийного срока, установленного изготовителем. При отсутствии такового, он автоматически принимается за 2 года. В течение этого времени клиент вправе сдать приобретённую косметическую продукцию обратно в магазин.
Вопрос-ответ
Далее рассмотрим ряд вопросов, касающихся порядка возврата косметических средств после их покупки.