Согласно положениям закона о защите прав потребителей, возврату подлежит любая покупка, даже не имеющая следов производственного брака. Это правило распространяется на все группы товаров, за исключением так называемых условно-невозвратных. К ним относятся свыше десятка разновидностей товарной продукции, среди которых и технически сложные изделия. Сдать их обратно в магазин, при условии надлежащего качества, невозможно. Рассмотрим, что же входит в перечень технически сложных товаров, и можно ли их вообще вернуть продавцу.
Что называется технически сложным товаром
К сложнотехническим товарам относится ряд изделий, подпадающих под следующие категории:
- Имеющие в своей конструкции двигатель – электрический или внутреннего сгорания.
- Оснащённые электронным контрольно-управляющим блоком.
- Способные исполнять одновременно в автоматическом режиме более 2-х функций.
Но перечисленные условия не являются исчерпывающими. К примеру, к технически сложным товаром считаются механические наручные или настенные часы, не имеющие ни двигателя, ни цифрового блока управления.
Законодательная база
Список технически сложных товаров закрепляется законодательно и содержится в правительственном постановлении №924. В данный нормативный акт регулярно вносятся изменения и дополнения, расширяющие данный перечень в соответствии с появлением на рынке новых категорий товарной продукции.
Возврат или замена сложных технических изделий регламентируется положениями ФЗ №2300-1 и производится с соблюдением ряда условий. При их исполнении торговая организация обязана удовлетворить требования клиента.
В противном случае это будет расцениваться как нарушение Закона о потребительских правах населения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Перечень технически сложных товаров
Ниже в таблице дадим полный перечень технически сложных товаров, не подлежащих возврату в соответствии с постановлением №924.
Наименование категории | Входящие в данную товарную категорию изделия |
Оснащённые электродвигателями или ДВС | |
Наземные транспортные средства | Грузовые и легковые автомобили, автобусы, мотоциклы и скутеры, снегоходы, квадроциклы |
Техника сельхозназначения | Трактора, уборочные комбайны, культиваторы, мотоблоки |
Воздушный транспорт | Самолёты, вертолёты, мотодельтапланы и парапланы с двигателем |
Водный транспорт | Любые речные и морские суда, катера и лодки, оснащённые двигателем |
Ручные инструменты | Бензиновые и электрические пилы, перфораторы, лобзики, фрезы и прочее |
Станки | Пилорамы, дерево и металлообрабатывающие, формовочные и прочие станки |
Изделия с элементами цифрового или электронного управления | |
Компьютерная техника | Все типы ПК, ноутбуков, планшетов, вне зависимости от модификации |
ТВ-техника | Телевизоры, приставки и видеопроигрыватели, оснащённые цифровым блоком |
Мобильные телефоны и устройства с GPS | Изделия, имеющие тачпад (сенсорное управление), либо способные исполнять свыше 2-х функций |
Печатно-полиграфические устройства | Принтеры, копировальные и печатные машины различных моделей, имеющие электронный блок управления |
Фотовидеооборудование | Все устройства, имеющие цифровое управление, элементы оптики, а также комплектующие изделия для них |
Бытовые приборы | Вся домашняя техника, имеющая встроенный микропроцессор – холодильники, стиральные, посудомоечные машины |
Прочие изделия | |
Часы | Все модели, включая наручные, настенные, электронные, кварцевые, механические |
Как вернуть технически сложный товар
Согласно положениям ФЗ №2300-1, технически сложный товар допускается обменять или заменить на другое изделие только в одном случае – если оно не отвечает требованиям качества.
К подобным недостаткам относятся:
- Производственный брак, негативно влияющий на эксплуатационно-технические свойства изделия.
- Отсутствие информации о товаре и его производителе: о правилах его эксплуатации, обслуживания, адрес и наименование производителя.
- Несоответствие заявленным техническим характеристикам.
При обнаружении подобных нарушений потребитель вправе возвратить купленный сложнотехнический товар либо потребовать отремонтировать изделие в сервисной мастерской.
Порядок действий
Пошаговый порядок действий при возврате некачественного изделия дан в статье 18 закона о защите потребительских прав.
Согласно положениям этого законодательного акта, любой товар с выявленными производственными недостатками подлежит возврату или обмену до истечения срока гарантии, установленного на него.
При этом потребитель вправе выдвинуть следующие требования:
- Принять бракованную вещь обратно, возвратив уплаченные за неё деньги.
- Заменить на аналогичное изделие, но надлежащего качества.
- Совершить обмен на иную товарную позицию с учётом разницы в стоимости.
- Произвести бесплатный гарантийный ремонт сломанного изделия.
Порядок действий также несколько различается, в зависимости от срока обращения потребителя:
- В течение 2-х недель с момента покупки. Покупателем подаётся претензионное заявление на имя официального представителя торговой точки. Для выяснения причины неполадки изделие может направляться на экспертизу. На принятие решения в ответ на заявление клиента продавцу отводится десятидневный срок.
- По истечении 2-х недель. Вернуть сложнотехнический товар можно только при обнаружении у него серьёзных неустранимых дефектов. Также потребитель вправе отказаться от покупки, если срок её гарантийного ремонта затянулся более чем на 1,5 месяца или на 1 месяц при повторной поломке.
Возврат в течение гарантийного срока
При сдаче продавцу бракованной техники необходимо будет предъявить продавцу заявление-претензию, свой паспорт, доказательства совершения покупки, гарантийный талон (при наличии такового). В качестве подтверждения покупки может выступать чек, квитанция на товар, счет-фактура, выписка.
За неимением перечисленных документов подтвердить совершение покупки в данной торговой точке смогут свидетели или кадры фотовидеозаписи.
До истечения гарантийного срока некачественное изделие обычно направляется в сервисный центр для прохождения ремонта. Если специалисты установят, что выявленный дефект невозможно устранить, или когда цена ремонта превысит стоимость новой вещи, продавец может обменять изделие на другое либо произвести возврат средств.
Клиент может потребовать возврата, если первый гарантийный ремонт затянулся на 45, а повторный – на 30 суток.
По истечении гарантийного срока
Если срок гарантии, установленный на технически сложный товар истёк, обратиться с претензией в магазин будет уже невозможно.
Такое изделие не подлежит замене, гарантийному ремонту или обмену даже при обнаружении у него явного производственного брака.
Правила возврата технически сложного товара
Основные правила, установленные ФЗ №2300-1, относительно технически сложных товаров, выглядят так:
- Возвратить назад в магазин исправный товар невозможно.
- Вернуть товар можно только при выявлении у него производственного брака или иных признаков несоответствия стандартам качества.
- Возврат возможен только в течение гарантийного срока.
- После окончания срока гарантии возврат допускается только в исключительных ситуациях, когда его течение продлевается постановлением суда.