Как выполнить возврат товара ненадлежащего качества по закону

Любой, даже самый осмотрительный и привередливый покупатель, не застрахован от риска приобретения бракованного товара. В подобной ситуации гражданин вправе рассчитывать на защиту федерального законодательства, которое устанавливает возможность сдачи некачественной покупки обратно продавцу. В связи с высокой актуальностью данной темы, хотелось бы подробнее рассмотреть, как производится возврат товара ненадлежащего качества, какие условия для этого необходимо соблюсти.

возврат товара ненадлежащего качества

Возврат товара ненадлежащего качества

Любая товарная продукция, независимо от её категории и характеристик, при наличии у неё производственного брака может быть возвращена продавцу или изготовителю. Подобная норма установлена ФЗ №2300-1, принятым специально для обеспечения защиты потребительских прав населения. Но при этом законодательство устанавливает ряд обязательных условий, необходимых для совершения процедуры возврата некачественного товара.

Понятие «производственный брак»

Под понятием «бракованный товар» подразумевается любая продукция, не соответствующая предъявляемым к нему ГОСТом или техусловиями, стандартам качества. Неисправность может носить явный и скрытый характер, но всегда является следствием неких нарушений в процессе производства, а иногда и на этапе конструкторской разработки.

Подобные дефекты подразделяются на две большие группы:

  1. Исправимый брак – подобное изделие можно отремонтировать в сервисной мастерской, устранив неполадку.
  2. Окончательный брак – такая вещь ремонту не подлежит, либо стоимость работы обойдется в сумму, сопоставимую с ценой нового изделия.

Закон о защите прав потребителей

Главный нормативно-законодательный акт, защищающий потребительские права граждан, это ФЗ №2300-1. В нём, в частности, имеется целый ряд статей, особо посвящённых товару ненадлежащего качества (статьи 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24). Дополнительный нормативный акт, правительственное постановление №55, устанавливает перечень так называемых «невозвратных» изделий, к которым относятся продовольственные товары, медикаменты, электроника, нательное бельё и несколько других товарных позиций.

Однако действие этого постановления не распространяется на случаи обнаружения заводского дефекта. Некачественный товар, согласно положениям ФЗ №2300-1, может возвращаться вне зависимости от его категории – является ли он «возвратным» или «невозвратным».

Правила возврата

В положениях закона о защите потребительских прав подробно прописаны правила возврата бракованного товара.

Вернуть изделие ненадлежащего качества возможно в течение всего срока действия гарантии, установленной на него производителем или торговой организацией.

Согласно им, вернуть гражданин, купивший некачественную вещь, вправе:

  • Возвратить бракованное изделие обратно в магазин, вернув уплаченных за неё денег.
  • Потребовать от продавца произвести перерасчёт стоимости купленного изделия, с учётом характера имеющегося дефекта.
  • Обменять некачественную вещь на аналогичную, либо на другое изделие, с доплатой, или с возвратом разницы в стоимости.
  • Сдать бракованный товар в сервисный центр для проведения гарантийного ремонта.

Продавец, в свою очередь, вправе потребовать проведения экспертизы характера обнаруженного повреждения. В ходе её специалисты устанавливают, чья вина в возникшей поломке – владельца или изготовителя.

Условия

Расторжение сделки с продавцом и отказ от купленного изделия возможен при следующих условиях:

  1. У купленного товара до окончания гарантийного срока обнаружен некий заводской дефект.
  2. Причина неполадок не кроется в неправильном использовании, хранении или обслуживании изделия.
  3. Товар не имеет механических повреждений и следов несанкционированного ремонта, сохранены в целости гарантийные пломбы и печати (при наличии таковых).
  4. Наличие доказательств совершения покупки в данной торговой точке. В их качестве может выступать не только чек, но и другие документы.

Все остальные требования, порой выдвигаемые продавцами в качестве условий для осуществления возврата некачественного товара, незаконны.

Порядок действий

Процедура отказа от некачественного изделия состоит из нескольких этапов:

  • Бракованный товар передаётся или отсылается организации-продавцу. По закону, обратная доставка габаритных изделий или имеющих вес свыше 5 кг производится силами торговой организации. При отправке бракованной покупки назад по почте или курьером оплата доставки производится за счёт продавца.
  • Одновременно с этим продавцу передаётся заявление-претензия. В ней описывается причина отказа от покупки, и выдвигаются определённые требования – произвести возврат, ремонт, замену, перерасчёт стоимости.
  • Для установки причины поломки продавец может отправить изделие на экспертизу. Если специалисты установят, что в неисправности виноват покупатель, в удовлетворении его требований будет отказано. Когда выяснится, что виновником брака является производитель, торговая организация обязана исполнить требование клиента.
  • Далее продавцом составляется акт приёмки товара, в котором указывается характер и причина неисправности.
  • После официального оформления возврата, продавцу отводится 10-дневный срок для перечисления денег обратно на счёт клиента.

Необходимые документы

Для процедуры оформления возврата покупатель должен представить вниманию уполномоченных сотрудников торговой организации следующие документы:

  1. Претензионное заявление с требованием к продавцу.
  2. Паспорт для подтверждения личности.
  3. Доказательства совершения покупки – чеки, счета-выписки, квитанции и т.д.
  4. Если у заявителя на руках имеется заключение экспертов о наличии производственного брака, то прилагается копия этого документа.
Мнение эксперта
Анна Федорова
Юрист-консультант
Задать мне вопрос
Претензия составляется в 2-х экземплярах, один из которых передаётся продавцу, а другой остаётся у потребителя. В дальнейшем он сможет послужить доказательством попыток покупателя урегулировать спор в досудебном порядке. Оба экземпляра заверяются росписями уполномоченного представителя торговой организации и клиента.  

Срок возврата

Некачественное изделие, согласно статье 18 ФЗ №2500-1, допускается возвратить обратно в магазин до истечения установленного на неё гарантийного срока. Однако гарантия изготовителем или продавцом устанавливается далеко не всегда. В подобной ситуации в действие вступают положения ФЗ №44, согласно которым срок гарантии определяется автоматически.

В зависимости от категории товарной продукции, он может составлять он нескольких месяцев до 10 лет.

Обмен товара ненадлежащего качества

Покупатель вправе потребовать от продавца произвести не только возврат бракованного товара, но и обмен его на другое изделие. Это может быть аналогичная вещь, но надлежащего качества. Если именно такого изделия в магазине в данный момент нет, то продавец может предложить клиенту подождать её доставки в течение месяца. Когда подобная перспектива не устраивает покупателя, он вправе обменять бракованную покупку на другой товар.

При этом учитывается разница изделий в цене: если она превышает стоимость бракованной вещи, то клиент производит доплату. В обратной ситуации продавец возвращает разницу клиенту.

Правила обмена

Правила обмена некачественного товара в целом идентичны условиям возврата бракованных изделий. Заменить вещь, имеющую фабричный дефект, можно до истечения установленного на неё гарантийного срока, написав официальную претензионное заявление. После получения нового изделия взамен бракованного, гарантийный срок на неё начинает отсчитываться заново с момента получения.

Порядок действий

Весь алгоритм обмена некачественного товара выглядит так:

  • Бракованная вещь доставляется продавцу.
  • Предъявляется необходимая документация – паспорт покупателя, заявление, подтверждения покупки.
  • Составление продавцом акта об обмене бракованного товара.
  • Получение взамен некачественного изделия другого. Если стоимость их различается, совершается доплата покупателем или возврат средств – продавцом.

При возникновении сомнений относительно причины появления дефекта продавце может направить изделие на экспертизу.

Возврат товара ненадлежащего качества, если он был в использовании

Наличие у возвращаемого некачественного товара следов эксплуатации не является поводом для отказа в его приёме назад или замене. Но при этом поломка вещи не должна быть вызвана повреждениями, полученными в ходе эксплуатации или обслуживания изделия.

Если же брак возник по вине изготовителя, то наличие следов использования покупки не играет никакой роли.

Возврат средств за товар

Торговой организации отводится срок в 10 дней для рассмотрения поданной потребителем претензии. В этот срок она должна рассмотреть заявление и сообщить клиенту о своём решении.

Сроки для возврата денег за товар ненадлежащего качества зависят от ряда обстоятельств:

  1. 3 дня – когда расчёт производился наличными деньгами. В этом случае сумма возвращается прямо из кассы магазина.
  2. 10 дней – при возврате уплаченной за покупку суммы на карту.
  3. 20 дней – когда требуется произвести экспертизу для установления причины поломки.
  4. 30 дней – при перечислении на банковский счёт.

Возврат денег обратно покупателю производится всегда тем же способом, каким совершался платёж – банковским перечислением или наличностью.

Составление претензии

Претензионное заявление составляет в свободной форме, поскольку чётко прописанных законодательных норм для него не существует.

Но документ должен иметь определённую структуру и содержать всю необходимую информацию:

  • Наименование торговой организации и личные данные покупателя.
  • Обстоятельства совершения покупки: дата, описание товара.
  • Причина отказа от купленной вещи. В данном случае это обнаруженный брак, с подробным указанием его характера.
  • Требования к продавцу: поменять некачественное изделие, забрать его назад с возвратом уплаченной стоимости, произвести сервисный ремонт.
  • Документ заверяется росписью составителя, в конце проставляется дата.

Претензия

Подаваться претензия может любым удобным способом: при личном посещении магазина, по почте или курьером.

Популярные вопросы

Далее рассмотрим пару вопросов, часто возникающих у покупателей.

Что делать, если продавец отказывается от возврата
Когда торговая организация отказывается принять назад бракованное изделие до окончания гарантийного срока, это является прямым нарушением действующего законодательства.  Потребитель в этой ситуации вправе обратиться за защитой своих прав в надзорные органы – судебные инстанции или в Роспотребнадзор.  

Не поступили средства за возврат

Если деньги за сданный в магазин товар не были возвращены продавцом в установленные законодательными нормами сроки, потребителю нужно предпринять следующие действия:

  • Обратиться к представителям торговой организации, чтобы выяснить причину задержки.
  • Если средства были перечислены продавцом, но не пришли на счёт клиента, причину следует искать в некой задержке со стороны банка.

Когда же продавец по неуважительным причинам задерживает возврат, потребитель может обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции. Помимо возврата денежных средств, уплаченных за товар, он вправе потребовать в своём иске возместить моральный вред и выплатить пени.   

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Возврат Товаров
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.