Российское законодательство декларирует неотъёмлемое право каждого потребителя на приобретение качественных товаров или услуг. В случае нанесения физического, морального или материального вреда при использовании некачественного изделия, покупатель вправе требовать компенсацию от продавца и изготовителя. Для содействия гражданам в отстаивании своих законных прав существует несколько специальных организаций, одна из которых – общество защиты прав потребителей.
Отдел по защите прав потребителей
Данная организация является учреждением, контролирующим соблюдение закона о защите потребительских прав (ФЗ №2300-1) на местном уровне. Также в его компетенцию входит регулирование правовых взаимоотношений между продавцами, поставщиками услуг и их клиентами.
Цели
Главными целями отдела по правам потребителей являются:
- Контроль над исполнением продавцами положений, прописанных в ФЗ №2300-1.
- Проведение мероприятий, нацеленных на защиту законных интересов потребителей и, в случае выявленного нарушения, на восстановление их законных прав.
- Принятие мер по пресечению и предотвращению появления на прилавках низкокачественных товаров.
- Надзор над соблюдением продавцами торговых нормативов и стандартов.
- Публикация сведений о выявленных нарушениях ФЗ №2300-1 в средствах массовой информации.
- Повышение уровня правовой грамотности рядовых потребителей.
Законодательная база
В перечень законодательных актов, регламентирующих защиту потребительских прав россиян, входят:
- ФЗ №2300-1, в подробностях устанавливающий все аспекты правоотношений продавцов и потребителей.
- Гражданское законодательство (ГКРФ). Его статьи устанавливают меры ответственности торговых организаций и их представителей за предоставление некачественных услуг, продажу бракованного товара, иные нарушения торгового законодательства.
Данными правовыми актами руководствуется в своей деятельности комитет по защите прав потребителей.
Направление деятельности
Приоритетным направлением деятельности организации является:
- Контроль над соблюдением потребительских прав населения.
- Выезды специалистов и экспертов для проведения проверок и устранения выявленных нарушений.
- Правовая поддержка потребителей, направленная на удовлетворение их требований и претензий к продавцам.
- Привлечение к юридической ответственности продавцов и поставщиков услуг, нарушающих регламент ФЗ №2300-1.
- Составление и направление в надзорные учреждения заявлений, жалоб, ходатайств и прочей юридической документации.
Жилищные вопросы
В сферу деятельности общества по защите прав потребителей также входит помощь населению в решении жилищных вопросов:
- Предоставление безвозмездных правовых консультаций.
- Оспаривание неправомерных отказов государственных служб по предоставлению нуждающимся гражданам жилья из муниципального фонда.
- Содействие гражданам в получении регистрации по постоянному или временному месту проживания.
- Защита прав жильцов при попытках их незаконного выселения с занимаемой жилплощади.
- Помощь в разрешении споров и конфликтов с жилищно-коммунальными организациями.
- Юридическое содействие при выселении нерадивых квартиросъёмщиков, нарушающих положения арендного договора.
- Урегулирование прочих конфликтов, возникающих в жилищной сфере, в досудебном порядке.
Наследственные вопросы
В сфере наследственного законодательства Союз защиты прав потребителей предоставляет гражданам следующие услуги:
- Бесплатные консультации по вопросам составления завещательных документов, порядке наследования и раздела наследства.
- Юридическое сопровождения дела в нотариальных и судебных инстанциях.
- Помощь в досудебном разрешении конфликтов, возникающих в сфере наследования.
Трудовая деятельность
Распространяются функции организации и на сферу трудового права.
Здесь отдел по правам потребителей исполняет такие функции:
- Предоставление безвозмездных консультаций по вопросам трудовых отношений.
- Юридический анализ заключаемого гражданином трудового договора, проверка его на соответствие положениям КЗоТ.
- Представление дела гражданина в судебной или административной инстанции.
- Помощь в урегулировании спорных и конфликтных ситуаций с работодателем.
Автоюрист
Деятельность комитета в данной сфере включает в себя:
- Консультирование граждан штатным автоюристом по вопросам, связанным с регистрацией транспортных средств, их эксплуатацией, страхованием и прочими аспектами.
- Обжалование неправомочных постановлений сотрудников автоинспекции.
- Содействие в получении компенсаций по полисам автострахования.
- Помощь в возврате или замене купленного автомототранспорта при выявлении скрытых дефектов.
- Досудебное разрешение споров, связанных с автомобильными авариями.
Земельные вопросы
В области земельного права общество по защите прав потребителей предоставляет следующие услуги:
- Бесплатное консультирование по вопросам земельного законодательства.
- Юридическое обеспечение и сопровождение сделок с землёй, приватизации участков и регистрации права владения ими.
- Помощь в подготовке документации, необходимой для предоставления дела в суд.
- Досудебное урегулирование споров в земельной сфере.
Страхование
При возникновении проблем и вопросов в страховой сфере общество также готово предоставить гражданам целый спектр правовых услуг:
- Консультирование по всем аспектам страхового права.
- Помощь юриста в случае возникновения проблем при получении компенсационных выплат по заключённым страховым договорам.
- Опротестование решений страховой компании при неправомерном занижении размера ущерба или при непризнании данного случая страховым.
- Помощь в досудебном разрешении конфликта между фирмой-страховщиком и её клиентом.
Права потребителей
Федеральное законодательство декларирует следующие права россиян:
- Приобретение товара надлежащего качества, не представляющего опасности для здоровья и жизни потребителя, его близких.
- Предоставление достоверной и актуальной информации о покупаемой продукции: о составе, изготовителе, продавце, адресе производителя.
- Возмещение убытков, полученных вследствие предоставления некачественных услуги или покупки бракованного товара.
Способы связи и график работы
Адрес местонахождения центрального офиса учреждения и график его работы:
- г.Москва, ул. Земляной Вал, дом №9.
- Работает с понедельника по субботу, с 9 утра до 21 вечера.
Телефон бесплатной горячей линии для всех регионов: 8 (800) 55-162-50.
Интернет-приёмная
Обратиться с жалобой, записаться на приём или получить краткую устную консультацию можно на официальном сайте организации.
Для этого потребуется выполнить следующие действия:
- Зайти на сайт организации Роспотребнадзор.
- В открывшемся главном окне выбрать подраздел «Отправка обращений».
- Далее, в соответствии со всплывающими подсказками, нужно выбрать свой регион, необходимую тему.
- В электронном формате заполняется текст жалобы, к которой прикрепляются оцифрованные документы и доказательная база.
- После этого составленное обращение отправляется адресату.