Федеральное законодательство устанавливает право каждого покупателя на возврат приобретённого товара в магазин. Причин для этого может быть несколько – от обнаружения производственного брака до субъективных мотивов. Порядок возврата качественных изделий регламентируется статьёй 25 о защите прав потребителей. Рассмотрим подробнее её положения и порядок применения на практике.
- ФЗ о защите прав потребителей
- Права потребителей. Статья 25
- Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
- Сфера регулирования
- Структура статьи 25 ФЗ о защите прав потребителей
- Пункт 1. Обмен непродовольственных товаров
- Пункт 2. Отказ от исполнения договора купли-продажи
- Особенности обмена или возврата
- Оформление заявления
- Срок возврата
ФЗ о защите прав потребителей
Закон о защите потребительских прав (ФЗ №2300-1) был принят с целью правового регулирования взаимоотношений между продавцами и покупателями. В нём содержатся положения, регламентирующие все аспекты данных отношений, в том числе, и порядок отказа от уже купленной вещи. При этом допустимо вернуть назад как бракованное, так и качественное изделие, но нюансы процедуры будут здесь различаться.
Права потребителей. Статья 25
Статья 25 закона о защите прав потребителей закрепляет условия расторжения торговой сделки, если у купленного товара нет каких-либо признаков производственного брака. Возвратить покупку в магазин, согласно этим положениям, можно в течение 14 дней. Эти сроки распространяются на случаи, когда товар был приобретён в обычной торговой точке.
На возврат качественных вещей, купленных в интернет-магазине, закон отводит срок вдвое меньший — всего одну неделю.
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
Все изделия, не имеющие заводских дефектов, де-юре относятся к качественной продукции. Возвратить их можно только в строго установленные сроки, по истечении которых никакие претензии от потребителя не принимаются.
Существует особая группа товаров, перечисленная в правительственном постановлении №55. Это так называемые «невозвратные» изделия, вернуть которые можно лишь по одной причине – ненадлежащее качество.
В этой ситуации претензии от покупателей принимаются на протяжении всего срока действия гарантии, установленной на невозвратный товар.
Сфера регулирования
В сферу регулирования статьи 25 ФЗ о защите прав потребителей входят взаимоотношения между двумя сторонами, заключающими договор купли-продажи – продавцом (поставщиком услуг) и клиентом. В качестве клиента здесь подразумевается некое частное лицо, приобретающее товар для личного пользования или для его передачи третьим лицам.
Соответственно, данный правовой акт не регулирует отношения между юридическими лицами: организациями, частными предпринимателями, госучреждениями.
Структура статьи 25 ФЗ о защите прав потребителей
Структурно статья 25 о защите прав потребителей состоит из двух пунктов:
- Прописывает правила и условия обмена качественного товара.
- Регламентирует условия аннулирования купчей сделки.
Пункт 1. Обмен непродовольственных товаров
В данной части статьи устанавливаются требования, необходимые для обмена непродовольственного товара надлежащего качества.
Сделать это можно при соблюдении следующих обязательных условий:
- Изделие не носит следов эксплуатации и не имеет механических повреждений – царапин, потёртостей.
- В наличии имеются все ярлыки и бирки, первоначально присутствовавшие на изделии.
- Имеются доказательства совершения покупки: чеки, накладные, счета-выписки и так далее.
- Не нарушены гарантийные печати и пломбы.
- Со времени приобретения возвращаемого изделия не прошло 14 дней.
- Данная вещь не относится к категории невозвратной продукции, внесённой в правительственное постановление №55.
Если потребителем соблюдены все вышеперечисленные условия, то продавец обязан заменить изделие на другое, более устраивающее клиента.
Пункт 2. Отказ от исполнения договора купли-продажи
Если произвести замену купленного изделия невозможно из-за отсутствия аналогичного товара, клиент вправе потребовать расторжения сделки. В этом случае покупка возвращается обратно в магазин, а уплаченные за неё деньги – потребителю.
Время, отводимое на возврат денежных средств, зависит от способа оплаты:
- При наличном расчёте, деньги возвращаются из кассы магазина в трёхдневный срок.
- Если оплата производилась картой или банковским перечислением, то на возврат даётся срок в 10 суток.
Особенности обмена или возврата
Причиной обмена или возврата товара надлежащего качества могут являться следующие субъективные факторы:
- Вещь не подошла покупателю по своему размеру.
- Не понравился цвет или дизайн изделия.
- Не устроили технические характеристики.
При обращении покупателю предлагается совершить обмен на аналогичное изделие другого размера, фасона или расцветки. Если подобный вариант не устраивает клиента, производится расторжение сделки купли-продажи.
Пошагово алгоритм отказа от купленного изделия выглядит так:
- Клиент доставляет покупку обратно в магазин.
- Представителю торговой организации предоставляются необходимая документация: заявление-претензия на возврат, паспорт покупателя, подтверждения совершения покупки.
- После принятия товара назад производится возврат уплаченных денежных средств.
Оформление заявления
Составление и подача претензионного заявления является обязательной частью процедуры возврата покупки. Строго установленных критериев для претензии не существует – она может писаться от руки или распечатываться на компьютере. Но в документе должны указываться все необходимые данные, относительно обстоятельств покупки и требования к продавцу.
Образец заявления-претензии на возврат (обмен) качественного изделия дан ниже.
Подать документ можно несколькими способами – при личном посещении магазина, отправкой заказным письмом, курьерской доставкой или на е-мейл торговой организации.
Срок возврата
Для возврата товара надлежащего качества отводятся следующие сроки:
- При покупке в обычном магазине – 14 дней.
- Вещь, приобретённую через интернет, можно вернуть до истечения недельного срока.
Отсчёт указанного времени начинается со дня, следующего за днём совершения покупки.